«Постсекулярное»: возобновление дискуссии

Авторы

  • Александр Иванович Кырлежев РАНХиГС. Российская Федерация, 19571, Москва, просп. Вернадского, д. 82 https://orcid.org/0009-0004-8783-2965

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2024-8-1-20-36

Ключевые слова:

религия, религиозность, секулярное, религиозное, секуляризация, секуляризм, постсекулярное, духовность, дескрипция, прескрипция

Аннотация

В статье излагается ставшая уже традиционной в отдельных направлениях религиоведения и социологии религии идея «постсекулярности», которая, с одной стороны, оспаривается в рамках иных исследовательских направлений, а с другой стороны, не привела к созданию ясной и последовательной теории, хотя и стала весьма популярной в публичной дискуссии. Защищая свою позицию, автор ссылается как на свои собственные работы по теме, так и на большой корпус текстов, в той или иной степени затрагивающих «тезис о постсекулярном», в том числе на исследования, посвященные понятиям «светское» и «религия» в аспекте их переосмысления в Новое время. Обсуждается секуляризм, понятый как идеология и квазирелигия, и его судьба в современном мире. Утверждается, что классическая европейская секуляризация к настоящему моменту закончилась в силу того обстоятельства, что секуляризм как общемировой цивилизационный проект потерпел крах не только в незападных контекстах, но и в зонах активной секуляризации, которая имела место в контекстах европейских, хотя и в разных формах – как геттоизации религии (на европейском западе), так и атеизации всего общества (как в странах, где реализовывался социалистический проект). Новая постсекулярная ситуация характеризуется как возвращение религии/религиозности не только в публичную сферу, но и в жизненный мир индивидов, актуализирующих разные формы религиозности, включая т.н. духовность. Таким образом, вопреки стандартному тезису о секуляризации, который предполагает снижение религиозности людей, современный мир демонстрирует ее новые формы, не обязательно связанные с долгими, доминирующими религиозными традициями и организациями. Автор считает, что ставшее стандартным в науке о религии представление об «истинно верующем» как максимально сознательном, осведомленном и религиозно активном индивиде следует отбросить, учитывая, что религиозность проявляется в самых разных формах, далеких от таких ригористических интерпретаций. Заключительная мысль автора состоит в том, что в нынешней ситуации модерная европейская дескрипция (описание, понимание) религии уже не может быть прескрипцией в отношении религии, т.е. требованием, к ней обращенным, что и является одним из аспектов «постсекулярного поворота».

Биография автора

  • Александр Иванович Кырлежев, РАНХиГС. Российская Федерация, 19571, Москва, просп. Вернадского, д. 82

    Научный редактор, журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», РАНХиГС, Российская Федерация.

Загрузки

Опубликован

2024-07-08

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

«Постсекулярное»: возобновление дискуссии. (2024). Философия религии: аналитические исследования, 8(1), 20-36. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2024-8-1-20-36