Cекулярность и религия: реальность или концепт?
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2024-8-1-37-57Ключевые слова:
секулярность, религия, институциональная религиозность, индивидуальная религиозность, концепт, реальность, мета-нарратив, плюрализм, метапозицияАннотация
В статье рассматривается радикальное переосмысление соотношения секулярности и религии в современный, так называемый пост-секулярный период, приведшее к возникновению множества концепций на эту тему, строящихся на совершенно разных основаниях. Основная цель статьи заключается в поиске ответа на вопрос о том, можно ли утверждать, что привычные, принимаемые как должное теоретические концепты секулярности и религии адекватны той реальности, которую они стремятся познать, и, если это так, то как это можно доказать. Понятие «секулярность» в эпоху модерности рассматривается как мета-нарратив, согласно которому секулярность и религия являются противоположностями, когда усиление одной стороны непременно влечет за собой ослабление другой. Исследуется распад этого мета-нарратива в постколониальной критике и в теории «множественных секулярностей», в результате которого возникло сомнение в адекватности исторической интерпретации секулярности в качестве гомогенного проекта в рамках модернизации как глобального процесса. Также анализируется история концепта «религия» в соотнесении с секулярностью и делается вывод, что сегодня в силу бесконечного многообразия эмпирических проявлений религиозности (учений, символов, ритуалов, институций и т.д.) их аналитическое описание оказывается затруднительным по причине отсутствия общего концептуального основания. Рассматривается противоречие между институциональной и индивидуальной религией, приводятся примеры различных теорий новых типов религиозности. Анализируется утверждение о наступлении эпохи плюрализма как одной из исследовательских стратегий соотношения секулярности и религии, когда ни одно из соревнующихся мировоззрений не может позиционировать себя в качестве финального арбитра каждой из имеющихся систем предельных смыслов, что дает индивидам и сообществам право свободно конструировать свою религиозную идентичность. Особое внимание в статье уделено концепциям секулярности и религии Ч. Тейлора и Р. Беллы. Делается общий вывод о том, что в условиях кризиса прежней исследовательской стратегии в изучении секулярности и религии наиболее адекватной оказывается метапозиция как попытка оценить соотношение описываемой реальности и теоретических способов ее описания. Кроме того, метапозиция подразумевает принципиальный сдвиг исследовательского фокуса – с предмета в качестве объекта на субъекта – исследователя и на особенности исследовательского процесса.