Религия, милосердие и следование разуму, куда бы он ни вел: переосмысление концепции Фомы Аквинского
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2024-8-1-83-96Ключевые слова:
Фома Аквинский, вера, религиозное измерение веры, пропозициональное убеждение, христианская философияАннотация
Исследователи Фомы Аквинского, как правило, сосредоточены на интеллектуальном аспекте христианской веры, а именно на представлении о том, что вера – это пропозициональное убеждение. С этой точки зрения, вера может быть подвергнута рациональному анализу, в результате которого от нее как минимум придется отказаться, если того потребуют опровергающие ее доказательства. В этой статье автор собирается показать, что для Фомы вера – это не только пропозициональное убеждение, а следовательно, она не может быть ограничена лишь интеллектуальным измерением. В нее равным образом следует включить моральное и религиозное измерения, поскольку вера – это также вопрос правильного выбора и выстраивания отношений с Богом. Через эти отношения – а они и есть то самое религиозное измерение веры – сама вера зарождается в милосердии, благодаря которому верующие твердо убеждены в основополагающих истинах Божественного Откровения, какими бы убедительными ни казались противоположные доказательства. Кроме того, если говорить о взаимосвязи между верой и рациональными доводами, то такая твердая вера способствует развитию в человеке интеллектуальных добродетелей, среди которых особенно выделяется открытость к познанию. Верующий побуждается следовать за разумом, куда бы он ни вел, а это значит, что он находится в оптимальном состоянии для проведения исследований и участия в дискуссиях.