Ранний Джон Хик о теистической религии и его версия теодицеи
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2024-8-1-97-117Ключевые слова:
Джон Хик, Августин, Ириней, теодицея, философская теологи, христианство, теизм, аналитическая философияАннотация
Статья посвящена ключевым темам философской теологии Джона Хика в ранний период его творчества. Автор прослеживает взаимосвязь между личным религиозным опытом Хика и его философско-религиозными интуициями, показывая, что именно оба этих компонента, взаимно влияя друг на друга, вывели его на путь отказа от большей части христианского вероучения. Кроме того, в исследовании показано, что специфика взаимоотношений Хика с христианством, а также проистекающий из его религиозной эпистемологии принцип религиозной неоднозначности определили его дальнейшую стратегию в рамках такого первостепенного проекта философской теологии, как теодицея. Эта концепция, задуманная ранним Хиком как христианский ответ на проблему зла и названная им как «иринеевская теодицея», с точки зрения автора, удалась лишь отчасти, поскольку те проблемы и противоречия, которые она в себя вместила, не были разрешены им в рамках христианской религиозной парадигмы, а лишь во многом поспособствовали его дальнейшему переходу к религиозно-плюралистическому мировоззрению. Наконец, само разделение Хиком христианского понимания зла на «августиновскую» и «иринеевскую» традиции и их дальнейшее противопоставление, как показывает проведенное исследование, не представляется достаточно обоснованным, как и именование им собственной концепции как «иринеевской».