Религия разума Канта и образ концентрических кругов
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
Кант, религия разума, философия религии, концентрические круги религии, «Религия в границах одного только разума»Аннотация
Кантовский трактат «Религия в границах одного только разума» (1793), ранее переводившийся на русский язык под названием «Религия в пределах только разума», является единственным кантовским произведением, название которого Кант неоднократно пытался разъяснить на протяжении целого ряда лет после выхода этого сочинения. Причина этого странного обстоятельства состоит в том, что провоцирующее заглавие трактата в лапидарной форме объяло в себе серьезные проблемы, волнующие исследователей и по сей день: характер религиозности за узкими границами разума, источники религии разума, соотношение религии разума и библейской теологии, отношение религии разума к Библии и к исторической церкви, вне- или надконфессиональный характер позиции Канта. Часть из этих вопросов Кантом обстоятельно разобрана в «Религии в границах одного только разума» и более поздних сочинениях, часть лишь обозначена. Для наглядного объяснения собственной позиции Кант – вероятно, не без влияния А.М. Белосельского-Белозерского – прибегает к образу концентрических кругов, в дальнейшем проясняемому через образ мужа и одежды. На формирование образа концентрических кругов, внутри самого узкого из которых пребывает религия разума, а более обширный круг составляет религия Откровения, повлияло кантовское понимание религии в качестве того, что имеет преимущественно моральное содержание, а также утверждение автономии морали. Дополнительным аргументом в пользу подобного понимания религии разума явилась для Канта развивающаяся библейская критика и применение всего арсенала филологических средств к теологии, от разрушающего и релятивизирующего воздействия которых Кант намеревался освободить внутренне ядро неизменных и наиболее важных истин морали и религии.