Религиозный символ в богословском мышлении П. Тиллиха и С. Аверинцева
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
символ, религиозный язык, смысл, герменевтический поворот, пост-метафизическое мышление, реализмАннотация
Исходя из представления о герменевтическом повороте как ключевом моменте в христианской мысли ХХ в., в статье выдвигается гипотеза о том, что востребованность концепта религиозного символа была связана с возросшим вниманием к проблемати ке смысла. Автор, не претендуя на всестороннее и систематическое изучение вопроса, предлагает сопоставительное “case study”, основанное на рассмотрении текстов немецко-американского протестантского теолога П. Тиллиха и отечественного исследователя восточнохристианской культуры С. Аверинцева. После экспозиции проблемы и краткой характеристики источников формулируются восемь содержательных позиций, относительно каждой из которых в дальнейшем проводится сопоставление избранных текстов. В результате выявляются черты сходства и различия рассмотренных позиций. Общим оказывается, с одной стороны, базовое представление о неизбежности и необходимости символического характера религиозного языка. С другой стороны, общность обнаруживается в некоторых частных аспектах – в выделении антропологических условий религиозной символики (необходимость творческого усилия и надличностность), а также в затруднениях перед лицом традиционной ортодоксии. Черты различия, предсказуемо вызванные конфессиональной принадлежностью авторов, сводятся к противоречию между культурпротестантским «словоцентризмом» и характерным для православия мистическим историзмом, а также к полемике о необходимости и возможности экспликации стоящих за религиозными символами смыслов. На основе этого становится возможным указать на общую тенденцию к преодолению в герменевтических стратегиях метафизических предпосылок, утративших к ХХ в. свою интеллектуальную привлекательность. В заключении статьи делается оговорка о возможных интеллектуальных реакциях на изложенные концепции со стороны традиционной христианской ортодоксии, в связи с чем повторно актуализируется потенциал герменевтического мышления.