Манихейство: единство и расхождения

Авторы

  • Евгения Смагина Институт востоковедения РАН. Российская Федерация, г. Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12 https://orcid.org/0000-0001-9816-6997

DOI:

https://doi.org/10.21146/

Ключевые слова:

Библия, гностицизм, манихейство, раннехристианская литература

Аннотация

В статье идет речь об основных составных частях манихейской религии. Один из основных вопросов при исследовании манихейства – какая составляющая в этом учении первична, гностическо-христианская или зороастрийская. Анализ терминов, в том числе имен собственных, на греческом, латинском, коптском, сирийском и средне иранских языках позволяет утверждать, что основой этой доктрины послужила особая форма гностического христианского учения, а зороастрийский и буддийский элементы привнесены в нее с вполне определенной целью. В частности, вторичной оказывается идентификация манихейских эманаций с зороастрийскими божествами. По манихейскому учению, восходящему к толкованиям Библии, существует изначальная единая истинная церковь, которая периодически деградировала, и для ее восстановления божество каждый раз посылало в мир истинного вероучителя. Все существующие мировые религии (зороастризм, буддизм, христианство, гностическо-христианское учение Элхасая) представляют собой искаженные формы этой истинной веры. В процессе распространения манихейство не могло не претерпеть некоторые региональные изменения, которые проявляются уже на ранней стадии. В Приложении даны переводы части двух коптских манихейских псалмов, наглядно иллюстрирующих экспозицию доктрины и адаптацию к ней раннехристианской литературы.

Биография автора

  • Евгения Смагина, Институт востоковедения РАН. Российская Федерация, г. Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12

    Кандидат филологических наук, заведующая Отделом истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН.

Загрузки

Опубликован

2024-12-25

Выпуск

Раздел

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Как цитировать

Манихейство: единство и расхождения. (2024). Философия религии: аналитические исследования, 8(2), 108-126. https://doi.org/10.21146/