Многообразие религиозного опыта и обоснование теизма: вызов вуду-эпистемологии
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
религиозный опыт, проблема обоснования, Олстон, Суинберн, религиозное разнообразиеАннотация
В статье обсуждается эпистемологическая концепция голландского философа религии Ганса ван Эйгена, предложенная им в книге «Эпистемология веры в духов». Ван Эйген идет по стопам Р. Суинберна и У. Олстона, которые пытались продемонстрировать обоснованность теистических верований исходя из предполагаемого опыта восприятия Бога. Точно так же и ван Эйген хочет показать, что опыт восприятия духов делает веру в них рациональной в отсутствие опровержений. Но естественно-научным путем опровергнуть спиритический опыт невозможно в принципе, потому что всегда остается возможность, что духи сверхъестественным образом вмешиваются в работу сознания. Таким образом, мы должны признать, что аргумент от опыта легитимизирует не только теизм, но и самые разные причудливые разновидности веры в призраков, эльфов и фей, что резко усугубляет проблему религиозного разнообразия. Избежать этого позволяют постулаты о каузальной замкнутости мира и супервентности сознания на физических свойствах мозга. В свете этих ограничений способность вызывать религиозный опыт, наделенный обосновывающей силой, можно приписать только всемогущему и всеведущему Богу-Творцу. В каузально замкнутом мире только такой Бог в состоянии действовать посредством заранее предвиденных естественных процессов, которые Он инициировал в момент сотворения Вселенной. Низшие духи вообще не могут повлиять на начальное состояние Вселенной, а творящие божества политеизма не способны просчитать все причинно-следственные связи, чтобы неслучайным образом внушить познающим субъектам достоверный религиозный опыт. Следовательно, в каузально замкнутом мире, где ментальное супервентно на физическом, из всех религиозных верований при прочих равных только теизм может претендовать на обоснованность.