Мешает ли религиозное многообразие теизму?
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
теизм, религиозный плюрализм, религиозные перцепции, христианство, политеистические религии, Бог, духи, двойные стандарты, портретная живопись, суждения вкусаАннотация
В настоящей статье мною подвергаются критическому анализу как способ «нейтрализации» религиозного многообразия в пользу теизма у Александра Храмова, так и его убежденность в том, что сама эта «нейтрализация» соответствует интересам теизма. В противоположность этому демонстрируется, что предлагаемая попытка научного демонтирования политеистического религиозного опыта может быть с не меньшим успехом обращена для демонтирования опыта и монотеистического, и приводится параллель со старинным использованием концепции евгемеризма для разоблачения язычества. Однако и значительно более сбалансированные беспокойства Уильяма Олстона в связи с отсутствием независимых весов для сопоставительного взвешивания христианских и нехристианских религиозных перцепций рассматриваются как следствия сциентизма – желания иметь научные гарантии там, где они не работают. Приводятся разнообразные примеры того, как люди с достаточными основаниями выносят суждения о вещах не только религиозных и без «независимых источников», которые для этих случаев просто отсутствуют, и для сопоставительных процедур предлагаются вместо научных ассоциаций художественные и то, что Кант называл суждениями вкуса. Свои рассуждения я завершаю некоторыми предположениями относительно того, каким мог быть ответ на «вызов плюрализма» с позиций не умозрительно-деистического теизма Храмова, а теизма реального, основывающегося на Писании и Предании.