Аргументы в защиту существования Бога в трудах мыслителей Индийского Ренессанса
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
доказательства существования Бога, телеологический аргумент, космологический аргумент, аргумент от морали, религиозный аргумент, индийская философия, Свами Вивекананда, Раммохан Рай, Свами Даянанда, Индийский РенессансАннотация
В статье рассматриваются особенности изложения аргументов в защиту существования Бога в трудах мыслителей эпохи Индийского Ренессанса – Раммохана Рая, Свами Даянанды и Свами Вивекананды. Именно в эту эпоху образ Бога обретает статус общечеловеческого идеала. Новые учения о Боге носят межкультурный характер и включают в себя задачи подтверждения существования Бога. Аргументация в защиту существования Бога в трудах основоположника реформации индуизма Раммохана Рая направлена на обоснование единства Бога для всех религий. Адепт ведийского учения Свами Даянанда приводит доводы в защиту бытия Бога в дискуссиях с индийскими атеистическими школами и представителями авраамических религий. Свами Вивекананда стремится подтвердить бытие Бога перед западной аудиторией, для которой научное знание обладает непререкаемым авторитетом. Исследование творчества неоведантистов с помощью сравнительно-исторического и герменевтического методов выявляет склонность всех мыслителей к выдвижению телеологического аргумента. В статье делается вывод о том, что под влиянием окружающей культурной среды в работах неоведантистов появляются различные по степени близости корреляты аргументов в пользу существования Бога, разработанных в европейской традиции (космологического, морального аргумента и аргумента от религиозного опыта).