Основные понятийные схемы мистической теологии Бонавентуры (трактат «О тройственном пути)

Авторы

  • Кирилл Витальевич Карпов Институт философии РАН.Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-1-82-93

Ключевые слова:

мистическая теология, троякий путь, духовные практики, размышление – молитва – созерцание, начинающие – преуспевающие – совершенные, очищение – просвещение – совершенствование/соединение, богоподобие, Бонавентура

Аннотация

В статье приводится краткий очерк трактата Бонавентуры «О Тройственном пути» – «сумме мистической теологии». Главная задача этого изложения – проанализировать предложенный Бонавентурой в рамках трактата синтез предшествовавшей духовно-мистической традиции. Показывается, что в основу предпринятого синтеза Бонавентура положил Дионисиеву схему иерархии небесных сущих (очищение – просвещение – соединение). На ее основе выстраиваются две схемы: первая основана на практике божественного чтения (размышление – молитва – созерцание), а вторая отражает путь монашеского продвижения (начинающие – преуспевающие – совершенные). Обосновывая синтез этих схем, Бонавентура строит своего рода руководство по мистическому восхождению к Богу. Таким образом, в трактате Бонавентурой подведен некий итог западно-христианским духовным традициям, существовавшим до XIII в., которые были переработаны им в новое духовное направление, источником которого выступил тот тип духовности, что был заложен св. Франциском Ассизским, а его стержнем выступило представление Бонавентуры о теологии как об истинной мудрости.

Биография автора

  • Кирилл Витальевич Карпов, Институт философии РАН.Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2018-09-01

Выпуск

Раздел

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Как цитировать

Основные понятийные схемы мистической теологии Бонавентуры (трактат «О тройственном пути). (2018). Философия религии: аналитические исследования, 2(1), 82–93. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2018-2-1-82-93