Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-5-26

Ключевые слова:

идеология, эпистемологический фундаментализм, религиозный фундаментализм, школа здравого смысла, когерентизм, кумулятивизм, миманса, Библия, Веды, Коран

Аннотация

Предпринимается попытка освобождения понятия «фундаментализм» от идеологическо-эмоциональных коннотаций через введение его в рамки академического дискурса. С этой целью осуществляется дифференциация двух «фундаментализмов» ‒ как философской, эпистемологической доктрины и как религиозного сознания ‒ через историю соответствующих понятий, рассмотрение их актуального наполнения, поисков их корреляций и выявление параллелей их содержаний за пределами западной культуры. Сопоставление наследия западного и индийского эпистемологическогого фундаментализма позволяет обосновать его жизнеспособность и конкурентоспособность в пространстве современных теорий познания, поскольку выявляется его совместимость с принципом верификации. На материале западного религиозного фундаментализма выявляется его редукционистская «нефундаментальность», и ему противопоставляется кумулятивистская версия религиозной фундаментальности, а сопоставление с исламским «текстуализмом», имеющем и очевидные иудейские параллели, позволяет его характеризовать в качестве своеобразного добровольного инфантилизма. Однако и в этом случае отсутствуют основания для наклеивания на это понятие некоторых привычных идеологических ярлыков.

Биография автора

  • Владимир Кириллович Шохин, Институт философии Российской Академии Наук
    доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии.

Загрузки

Опубликован

2020-06-30

Выпуск

Раздел

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Как цитировать

Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности. (2020). Философия религии: аналитические исследования, 4(1), 5-26. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-5-26