Религиозный плюрализм и метафилософия Казимира Твардовского
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-64-71Ключевые слова:
Львовско-варшавская школа, религия, логика, наука, рационализмАннотация
Целью статьи является составление общего представления о месте и роли религии и религиозных верований в философии Львовско-Варшавской школы. Статья состоит из двух частей. В первой части (раздел 2) я кратко представляю философскую деятельность и основные достижения основателя школы Казимежа Твардовского и его учеников из Львовско-Варшавской школы. В частности, я принимаю во внимание учения Твардовского о религии и мировоззрении. Во второй части (раздел 3) я рассматриваю вопросы о том, насколько актуальными являются взгляды Твардовского и применимы ли они к нынешним дебатам о религиозном разнообразии. Наконец, я указываю на три различных подхода к религиозному разнообразию, предложенные Твардовским и его учениками. Первое можно назвать прагматическим скептицизмом; он опирается на частичное (внешнее) приостановление религиозных верований. Внешняя приостановка религиозных верований совместима с внутренней верой в религиозные истины. Второй может быть назван программой замещения; он состоит в замене традиционных религий новой светской религией, называемой научным мировоззрением или логическим рационализмом. Третий подход - это религиозный рационализм, основанный на христианстве, который можно назвать логической схоластикой (как в Краковском круге) в зависимости от демонстрации того, что христианское Откровение совместимо с современной логикой, наукой и нашими основными моральными интуициями.