Существование Бога и ресурсы метафизического персонализма

Авторы

  • Михаил Алексеевич Прасолов Воронежская духовная семинария. Российская Федерация, 394033, г. Воронеж, Ленинский пр., д. 91

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-2-71-90

Ключевые слова:

существование Бога, метафизический персонализм, Л.М. Лопатин, А.А. Козлов, П.Е. Астафьев, Г. Тейхмюллер, субстанция, сознание, бытие, субъект

Аннотация

В статье представлен анализ и оценка метафизического персонализма – группы персоналистов, включавшей как русских (Л.М. Лопатин, А.А. Козлов, П.Е. Астафьев, С.А. Аскольдов, Е.А. Бобров), так и немецких (Г. Тейхмюллер) философов – в контексте современных дискуссий о существовании Бога. Ценность и перспективность метафизического персонализма определяется его характерными особенностями: сознательной задачей создания персоналистической метафизики как системы, пониманием метафизики как рациональной философии, критическим отношением к собственным методам, использованием рациональной контраверсивной аргументации в полемике, стремлением к метафизическому обоснованию христианского теизма. В статье рассматривается, каким образом метафизический персонализм ставит и решает проблему реальности субстанции как понятия, необходимого для обоснования существования Бога. Понятие субстанции представлено в рамках аристотелевской традиции, как реальное самотождественное единство, источник и центр активных сил. Особенное внимание персонализм сосредоточил на доказательстве равной реальности как субстанции, так и ее актов. Понятие субстанции обосновывается из данных непосредственного сознания («внутреннего опыта»). Признается реальность только духовных, самосознающих индивидуальных субстанций. Иные субстанции могут мыслиться по аналогии с субстанцией человеческого субъекта. Но критерий дифференциации субстанций различного онтологического статуса остается неясным. Онтологический аргумент требует аналитики понятия бытия, которая также строится на основе структуры сознания, включающей субстанцию я, ее деятельности и содержание деятельностей. Непосредственное сознание человека является архетипом всякого бытия. В сознании собственного бытия человеку открыт непосредственный доступ к действительности Бога. Очевидность существования Бога есть следствие самоочевидности сознания субстанционального субъекта. Метафизический персонализм средствами рациональной метафизики обосновывал существование Бога через структуры и непосредственный опыт сознания субъекта.

Биография автора

  • Михаил Алексеевич Прасолов, Воронежская духовная семинария. Российская Федерация, 394033, г. Воронеж, Ленинский пр., д. 91

    Доктор философских наук, Воронежская духовная семинария.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08

Выпуск

Раздел

СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ

Как цитировать

Существование Бога и ресурсы метафизического персонализма. (2020). Философия религии: аналитические исследования, 4(2), 71–90. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-2-71-90