Метафизические принципы в основе аналогической предикации Бога и его творений
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-1-5-17Ключевые слова:
Фома Аквинский, теория предикации, аналогия, образцовая причинность, соучастиеАннотация
Цель настоящей статьи — провести реконструкцию ключевых метафизических предпосылок, на которых Фома Аквинский основывает свою аналогическую предикацию между Богом и творениями. Проведя подобную реконструкцию, можно лучше понять, что, согласно Аквинату, означает аналогическая предикация, и каким образом термин, предицируемый Богу, отличается в своем значении от термина, приписываемого творению (например, термин «мудрый»). Во-первых, имеются два вида предикации свойства, основанные на способе онтологической реализации этого свойства в Боге и в творениях (сущностная предикация и предикация, основанная на причастности). Эти различия в способах реализации транслируются и в область семантики (значение связки, субъекта и предиката). Свойства, реализуемые в Боге и в творениях, соотнесены, соответственно, посредством отношения экземплярной причинности. Свойство в Боге не воспринимается интеллектом непосредственно, но понимается им частично: на основе реализации этого свойства в творениях. Последнее, будучи постигнуто человеческим умом, должно быть уточнено через отрицание и ясное определение.