Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII–XIII вв.)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-1-18-31Ключевые слова:
арабо-мусульманская философия, калам, мутазилизм, ашаризм, зайдизм, метафизика, пространство, макан, хаййиз, джихаАннотация
В статье рассматриваются учения мусульманских мутакаллимов VIII–XIII вв. о метафизических основаниях пространственности. На обширном материале средневековых мутазилитских, ашаритских и зайдитских трактатов автор анализирует три важнейших смысловых пласта физических теорий мусульманских теологов – космологический, макро- и микропространственный. Показано, что мифологемы доисламской эпохи, отчасти вошедшие и в corpus texti мусульманского мифа, задали основные теоретические координаты космологии калама, в свою очередь основывающейся на общесемитской интуиции иерархического устройства мультиверса. Автохтонная же спекуляция мутакаллимов о трехмерном макропространстве нашла выражение в разработке категорий макан и джиха, – обозначений воображаемого или реального местопребывания тела и отграничивающей последнее пустоты соответственно. Наконец, микропространство-хаййиз, предикативно связанное с сущностью мельчайших частиц материи, осмыслялось ближневосточными философами-атомистами как геометрическая непротяженность, служащая онтологической основой как для одно- или двухмерности, так и для трехмерного строения сложносоставных тел. Отдельно представлены оригинальные построения мутакаллимов, касающиеся проблемы взаимодействия духовных существ и физического пространства.Загрузки
Опубликован
2021-05-23
Выпуск
Раздел
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
Как цитировать
Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII–XIII вв.). (2021). Философия религии: аналитические исследования, 5(1), 18-31. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-1-18-31