Онтологические модели божественного: «классический теизм» vs. «теистический персонализм»

Авторы

  • Гаспаров Игорь Гарибович Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко https://orcid.org/0000-0003-0593-4366

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-2-5-26

Ключевые слова:

аналитическая теология, аналитическая философия религии, аналитическая метафизика, концепции божественного, классический теизм, теистический персонализм, Аристотель, Платон, А. Плантинга, Фома Аквинский

Аннотация

В статье рассматриваются две популярные в современной аналитической теологии и философии религии концепции божественного: классический теизм и теистический персонализм в контексте дискуссии о том, возможно ли рассматривать Бога как личность. Основная цель статьи – показать различие онтологических моделей, лежащих в основе данных концепций. Статья состоит из трех основных разделов. В первом рассматриваются некоторые таксономии онтологических моделей божественного в общем. Показывается, что классический теизм и теистический персонализм являются двумя наиболее интересными попытками концептуализации теизма. Второй раздел посвящен анализу дискуссии в современной аналитический теологии и философии религии вокруг формулы «Бог есть личность». Демонстрируется, что, с одной стороны, принятие или отвержение формулы «Бог есть личность» часто рассматривается как водораздел между позициями классического теизма и теистического персонализма, тогда как, с другой стороны, сторонники обеих позиций не отрицают, что Богу могут
приписываться личностные качества, в связи с чем возникает проблема различия между этими концепциями божественного. В третьем разделе предлагается решение этой проблемы в терминах различия онтологических парадигм, в рамках которых формулируются позиции классического теизма и теистического персонализма. В качестве основного тезиса статьи утверждается, что теистический персонализм мыслит Бога как один из конкретных индивидов в противоположность абстрактным объектам, тогда как классический теизм рассматривает Его как наивысшую сущность, в которой отсутствует как реальное разделение на субстрат и свойства, так и какая-либо составленность из свойств. В заключение показывается, что в некоторых из своих значений термин «личность» приложим к Богу как с точки зрения классического теизма, так и с точки зрения теистического персонализма.

Биография автора

  • Гаспаров Игорь Гарибович, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

    Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки

Загрузки

Опубликован

2021-11-30

Выпуск

Раздел

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Как цитировать

Онтологические модели божественного: «классический теизм» vs. «теистический персонализм». (2021). Философия религии: аналитические исследования, 5(2), 5-26. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-2-5-26