Божественные законы и чудеса природы: естественная теология русского спиритуализма конца XIX – начала XX в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2021-5-2-65-84Ключевые слова:
спиритуализм, естественная теология, эволюция, телеология, натурализм, монизм, интервенционизм, чудоАннотация
Цель статьи – раскрыть представления русских спиритуалистов об отношении Бога и природы, рассмотрев их понимание природы «чуда» и «закона»; интерпретацию эволюции как телеологического процесса; оценку разных божественных атрибутов и их значения как основания для критики теологии, а также решение проблемы зла и страдания. Естественная теология спиритуализма рассматривается как часть общего интеллектуального движения второй половины XIX столетия, нацеленного на гармонизацию научной и религиозной картин мира. При помощи примеров из сочинений зарубежных и отечественных спиритуалистов продемонстрировано, что сакрализация законов и «натурализация» чудесного служили спиритуалистам средствами сохранения религиозного взгляда на устройство и происхождения природы в эпоху утверждения монизма как центральной онтологической и эволюционизма как главной исторической программ в естествознании.