Философия религии Дж. Уиздома и философская теология в раннем витгенштейнианстве

  • Алексей Юрьевич Рахманин Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15
Ключевые слова: философия религии, Джон Уиздом, Людвиг Витгенштейн, аналитические и синтетические пропозиции, философия языка, неопозитивизм, философская теология

Аннотация

Статья посвящена исследованию того, в какой степени исторически первый опыт витгенштейнианской философии религии соответствует принципам философской теологии. Несмотря на то, что витгенштейнианская традиция оказала немалое влияние на теологические проекты, вопрос о том, какая именно философская позиция является для теологии релевантной, остается малоисследованным. Аргумент, предлагаемый автором, состоит в том, что в рамках ранней витгенштейнианской традиции (1930–1940-е гг.) философская теология выполняла задачи, значимые в большей мере для философии, чем для теологии. С этой целью был проанализирован контекст философского рассмотрения религии у Витгенштейна и его последователей, прежде всего у Джона Уиздома. Требования к философской практике, которыми Уиздом был обязан Витгенштейну и благодаря которым его взгляды на религию могли производить впечатление апологетических, в действительности воспроизводили философские, а не религиозные установки. Как результат, философская теология могла быть лишь формой освобождения философии от философских же предрассудков. В качестве обоснования этого аргумента в статье представлен анализ философии Джона Уиздома, а также его роли в дискуссии «Теология и фальсификация», ознаменовавшей анализ философской теологии в Англии (Э. Флю, Р. Хэйр, Б. Митчелл). Показано, что, хотя дискуссия и была спровоцирована аргументацией Уиздома в пользу того, что споры о существовании Бога имеют смысл, каждый из названных философов заимствовал у Уиздома одну из идей, а не их комплекс. В свою очередь, эта комплексность отражала неготовность Уиздома проводить строгую границу между аналитическими и эмпирическими пропозициями и не позволяла философу выносить онтологические суждения несмотря на понимание онтологического смысла религиозных пропозиций.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Алексей Юрьевич Рахманин, Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии.
Опубликован
2022-04-19
Как цитировать
Рахманин, А. Ю. (2022). Философия религии Дж. Уиздома и философская теология в раннем витгенштейнианстве. Философия религии: аналитические исследования, 6(1), 5-23. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-5-23
Раздел
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ