Философия религии Дж. Уиздома и философская теология в раннем витгенштейнианстве

Авторы

  • Алексей Юрьевич Рахманин Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-5-23

Ключевые слова:

философия религии, Джон Уиздом, Людвиг Витгенштейн, аналитические и синтетические пропозиции, философия языка, неопозитивизм, философская теология

Аннотация

Статья посвящена исследованию того, в какой степени исторически первый опыт витгенштейнианской философии религии соответствует принципам философской теологии. Несмотря на то, что витгенштейнианская традиция оказала немалое влияние на теологические проекты, вопрос о том, какая именно философская позиция является для теологии релевантной, остается малоисследованным. Аргумент, предлагаемый автором, состоит в том, что в рамках ранней витгенштейнианской традиции (1930–1940-е гг.) философская теология выполняла задачи, значимые в большей мере для философии, чем для теологии. С этой целью был проанализирован контекст философского рассмотрения религии у Витгенштейна и его последователей, прежде всего у Джона Уиздома. Требования к философской практике, которыми Уиздом был обязан Витгенштейну и благодаря которым его взгляды на религию могли производить впечатление апологетических, в действительности воспроизводили философские, а не религиозные установки. Как результат, философская теология могла быть лишь формой освобождения философии от философских же предрассудков. В качестве обоснования этого аргумента в статье представлен анализ философии Джона Уиздома, а также его роли в дискуссии «Теология и фальсификация», ознаменовавшей анализ философской теологии в Англии (Э. Флю, Р. Хэйр, Б. Митчелл). Показано, что, хотя дискуссия и была спровоцирована аргументацией Уиздома в пользу того, что споры о существовании Бога имеют смысл, каждый из названных философов заимствовал у Уиздома одну из идей, а не их комплекс. В свою очередь, эта комплексность отражала неготовность Уиздома проводить строгую границу между аналитическими и эмпирическими пропозициями и не позволяла философу выносить онтологические суждения несмотря на понимание онтологического смысла религиозных пропозиций.

Биография автора

  • Алексей Юрьевич Рахманин, Русская христианская гуманитарная академия, Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15
    Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии.

Загрузки

Опубликован

2022-04-19

Выпуск

Раздел

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Как цитировать

Философия религии Дж. Уиздома и философская теология в раннем витгенштейнианстве. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(1), 5-23. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-5-23