Античная метафизика и христианская теология в «Гимнах о Троице» Мария Викторина

Авторы

  • Алексей Русланович Фокин Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 https://orcid.org/0000-0002-2554-005X

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-93-124

Ключевые слова:

Марий Викторин, античная философия, неоплатонизм, стоицизм, христианство, теология, метафизика, онтология, генология, космология, триадология, христология, единое, сущее, бытие, познание, универсум

Аннотация

Статья посвящена рецепции античной метафизики в «Гимнах о Троице» Мария Викторина. В первой части статьи устанавливается время написания, литературно-художественные и композиционные особенности гимнов, которые, по всей вероятности, были написаны ок. 363 г., в зрелый период творчества Викторина, и представляют собой компактное изложение всей его философско-теологической системы, что делает гимны исключительно важными для понимания эволюции его мысли. Во второй части статьи анализируются основные доктринальные вопросы, в которых хорошо видна тесная связь античной метафизики и христианской теологии. Прежде всего, это учение о трех Единых и трех Сущих, в основе которого лежит диалектика единого и много из платоновского диалога «Парменид», а также философская система Плотина. У Викторина первое или абсолютное Единое, лишенное всякой множественности, соответствует Богу Отцу; второе Единое, рожденное от первого Единого, – это Единое-Сущее, которое соответствует Сыну-Логосу; третье Единое, которое порождается Логосом, – это мир как целое, включающий в себя все умопостигаемые и материальные сущие, образующие единую «цепь бытия». Вместе с тем отмечается, что в качестве третьего Единого или «третьего Сущего» Викторин также рассматривает Святой Дух, который есть «Сила Единого», связывающая между собой все сущие и делающая их едиными. Далее рассматриваются три метафизические триады: сущность – форма – познание, бытие – жизнь – мышление, пребывание –  исхождение – возвращение, с помощью которых Викторин описывает христианскую Троицу. Наконец, исследуется учение Викторина о Логосе как «Семени бытия» и источнике жизни для всех сущих и о Св. Духе как источнике истинного познания и пути возвращения души к Богу. Указывается, что на концепцию Логоса как «Семени бытия» у Викторина оказала определенное влияние стоическая концепция пневмы как семени всех вещей и связанная с ней доктрина «сперматических логосов», а также платоническая концепция мировой Души. Возвращение душ к Богу как своей первопричине понимается Викторином как результат длительного процесса их просвещения и одухотворения, которое совершается действием в них Св. Духа как Божественной Премудрости и «сокрытого Христа». В качестве приложения к статье приводится первый русский перевод первого «Гимна о Троице», снабженный подробными историко-философскими комментариями.

Биография автора

  • Алексей Русланович Фокин, Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
    Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Загрузки

Опубликован

2022-04-19

Выпуск

Раздел

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Как цитировать

Античная метафизика и христианская теология в «Гимнах о Троице» Мария Викторина. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(1), 93-124. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-93-124