«Философия как служанка теологии» в Индии: Шанкара и первые три сутры веданты

Авторы

  • Владимир Кириллович Шохин Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 https://orcid.org/0000-0002-2111-8740

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-125-146

Ключевые слова:

теологическая практика, полемика, откровение, апология, Веды, адвайта-веданта, настики, Брахман, Атман, христианство

Аннотация

Предметом исследования в статье является вопрос о применимости (и ее границах) понятия «теология» в контексте религиозного многообразия. На материале конкретного текста ведущей философской системы индуизма, в котором не было термина, сколько-нибудь соответствующего терминам θεολογία или kalām, показано, что сама «теологическая практика» была вполне развернута, притом не в том значении, которое теология имела место, например, в неоплатонизме (как метафизика). Это демонстрируется через размышления над тем, как Шанкара (VII–VIII вв.) представляет соотношение сакрального авторитета (Веды) и рационального дискурса (умозаключение). Автор приходит к заключению, что если свидетельства Упанишад мыслятся основателем адвайта-веданты как исходный и наиболее достоверный источник знания о Божестве, мироздании и человеке, не противоречащая им рациональность выполняет две основные функции – разъяснительную и апологетическую. Параллели с теистическими теологиями достигают, по мнению автора, апогея в утверждениях Шанкары о том, что устранение ложных философских доктрин (прежде всего материализма, буддизма, санкхьи) необходимо для достижения конечного блага, а также в определенной возможности понимания Вед как откровения при отстаивании того, что они являются словами божественного автора. Граница параллелей с христианской теологией, по мнению автора, проходит через качественное различие самих «материй» откровения: если основоположные христианские догматы начиная с догмата о Св. Троице можно считать сверхразумными, то в Упанишадах открываются достаточно умопостижимые положения начиная с афоризмов о панентеистическом всединстве. Исследование открывает дальнейшие перспективы для осмысления теологии как интеркультурной реальности.

Биография автора

  • Владимир Кириллович Шохин, Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

    Доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии. Институт философии РАН.

Загрузки

Опубликован

2022-04-19

Выпуск

Раздел

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Как цитировать

«Философия как служанка теологии» в Индии: Шанкара и первые три сутры веданты. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(1), 125-146. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-1-125-146