Эвиденциализм, проблема зла и гипотеза простого Бога теизма
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-19-27Ключевые слова:
Ричард Суинберн, наилучшим образом действующий Бог, вероятностный аргумент в пользу существования Бога, критерии адекватной теодицеи, эвиденциалистская игра по проблеме зла, привационная трактовка злаАннотация
В своей статье Ричард Суинберн утверждает, что для поддержки вероятностного аргумента в пользу гипотезы «“наилучшим образом действующего” Бога» должна быть предложена адекватная теодицея. Адекватность такой теодицеи заключается среди прочего в том, чтобы она могла объяснить, что каждое плохое состояние Вселенной является логически необходимым условием существования хорошего состояния, по крайней мере, сравнимого с ним, и Бог, действующий наилучшим образом, имеет право допустить каждое такое плохое состояние ради хорошего состояния, которое оно делает возможным. В моем комментарии я не соглашаюсь с этим условием: использование в нем понятий плохих и хороших положений дел (состояний) во Вселенной, предполагает эпистемологический интуитивизм, который делает обмен аргументами между теистами, атеистами и антитеистами по проблеме зла бессмысленным, так как сводит дискуссию к т.н. «эвиденциалистской игре». Выход из этой ситуации возможен при отказе от интуитивизма и выработке критериев для отбора релевантных свидетельств. В качестве последних мною предлагаются традиционные для теизма концепции: ограниченности человеческих познавательных способностей для взвешивания добра и зла (в современной философии религии такая позиция представлена скептическим теизмом) и привационная трактовка зла, предлагающая метафизическую концепцию зла.