Является ли Бог Суинберна максимально простым?

Авторы

  • Игорь Гарибович Гаспаров Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бур- денко. Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10 https://orcid.org/0000-0003-0593-4366

DOI:

https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-28-38

Ключевые слова:

моральная благость, Ричард Суинберн, налитическая философия религии, аналитическая теология, божественная простота, этика Бога, теология добродетели

Аннотация

В данном комментарии рассматривается концепция моральной благости Бога, предлагаемая Ричардом Суинберном. Согласно этой концепции, моральная благость Бога состоит в Его неподверженности иррациональной мотивации и в максимально возможном совершенстве мотивации. Такого Бога Суинберн называет Богом, «действующим наилучшим образом», и утверждает, что Он является простейшим видом личного Бога, который мог бы выступить в качестве объяснения существования нашей Вселенной. В своем комментарии я, во-первых, останавливаюсь на некоторых последствиях, которые влечет за собой суинберновское понимание моральной благости Бога, которые мне представляются проблематичными; во-вторых, предлагаю собственное понимание природы морального действия Бога, которое могло бы быть ответом на эти проблемы. Суинберн выделяет два типа возможных объяснений эмпирически наблюдаемой реальности – личное объяснение и безличное (научное) объяснение, но при этом сводит тот и другой тип объяснения к объяснению в терминах субстанций и присущих им сил, полагая, что решающим фактором при выборе наилучшего объяснения является его простота. Трудность признать действующего наилучшим образом Бога в качестве наилучшего объяснения существования Вселенной, как понимает Его Суинберн, заключается в том, что морально благим такого Бога делает совершение либертарианского выбора в соответствии с разумом, так как этот выбор предполагает наличие в Нем потенциальности, которую Он в этом выборе актуализирует. Наличие потенциальности означает метафизическую сложность, в силу чего наилучшим образом действующий Бог Суинберна является максимально простой возможной субстанцией только в том случае, если невозможно существование чисто актуальной, то есть лишенной всякой потенциальности, субстанции, которая могла бы объяснить существование Вселенной. Опираясь на идею Аристотеля, что Бог есть Его деятельность, я пытаюсь показать, что существование такой субстанции, которую я называю Богом-Добродетелью, возможно. Мой аргумент основан на том, что каждая субстанция имеет собственный принцип действия, с актуализацией которого связано ее процветание. В случае разумных субстанций процветание состоит в актуализации их добродетели. Однако, поскольку не каждая деятельность предполагает изменение, то существует различие между изменяющими субстанциями и неизменной (божественной) субстанцией – для первых процветание связано переходом их способностей из потенциального состояния в актуальное, тогда как неизменная божественная субстанция в таком переходе не нуждается. Отсюда следует, что возможно существование такой субстанции, действие которой не предполагает наличия в ней потенциальности, так она не актуализирует существующую независимо от нее добродетель, а тождественна добродетели как таковой. В заключение я кратко отвечаю на возможные возражения, которые могли бы быть высказаны против моего понимания Бога как добродетели.

Биография автора

  • Игорь Гарибович Гаспаров, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бур- денко. Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10

    Кандидат философских наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2022-11-23

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

Является ли Бог Суинберна максимально простым?. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(2), 28-38. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-28-38