Проблематизация идеи вечных адских мук в философской эсхатологии Н.А. Бердяева
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-90-113Ключевые слова:
Бердяев, русская религиозная философия, философская теология, эсхатология, ад, вечные адские мукиАннотация
В статье на основании работ Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», «Истина и Откровение. Пролегомены к критике откровения», «Самопознание» анализируется отношение философа к идее «вечных адских мук». Рассматриваются проблемы, связанные с осуществлением рациональной реконструкции мысли философа, обосновывается возможность и необходимость философского обсуждения богословских проблем. Эксплицируется релевантный контекст становления мысли Бердяева по этой теме: рассмотрение проблемы ада в русской философии XIX – начала XX в. Демонстрируется, что если в работе «О назначении человека» Бердяев указывает на антиномичность идеи ада, воспроизводит «внутренний диалог души об аде», различая объективную и субъективную постановку вопроса, то в более поздних работах он дает фронтальную и систематическую критику этой концепции, которая включает несколько линий аргументации: апологетическую, психологическую, историко-религиозную (в том числе затрагивающую статус евангельских свидетельств), социологическую, этическую, онтологическую. Автор реконструирует предложенные Бердяевым аргументы по всем указанным линиям и приходит к выводу, что полностью отвергая объективноонтологическую постановку вопроса о вечных адских муках, Бердяев указывает на реальность экзистенциального опыта ада, присущего каждому человеку. В заключение резюмируются формы и аспекты идеи ада, рассмотренные в работах Бердяева, они соотносятся с промежуточными итогами современных дискуссий, указывается на необходимость богословского осмысления намеченной Бердяевым интерпретации идеи ада.
Благодарности: Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ No 21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века».