Божественная свобода, предмирное грехопадение и аргумент от сокрытости
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-145-156Ключевые слова:
сокрытость Бога, свобода Бога, божественные атрибуты, грехопадение, эволюцияАннотация
В статье анализируется аргумент от сокрытости, впервые изложенный Д. Шелленбергом в книге «Сокрытость Бога и разум человека» (1993). В основе этого аргумента лежит представление об идеально любящем Боге, который должен стремиться к установлению личных взаимоотношений со всеми, кто не оказывает Ему противодействия. Но поскольку есть множество неверующих, которым Бог никак не дал о Себе знать безо всякой на то их вины, Его нельзя признать идеально любящим. Так как идеальная любовь по Шелленбергу – это непременный атрибут теистического Бога, то отсюда следует Его несуществование. Предлагается два возможных возражения, позволяющих оспорить этот вывод. Во-первых, теистическому Богу можно приписать не идеальную любовь, а абсолютную свободу, а это значит, что Он по Своему усмотрению может выбирать, с кем из людей устанавливать личные взаимоотношения, а с кем – нет. Во-вторых, можно предположить, что сокрытость Бога является результатом коллективного грехопадения, совершенного за пределами материальной Вселенной. В этом случае первопричиной любого неверия служит сопротивление Богу, даже если мы не видим признаков такого сопротивления в земной жизни того или иного человека. Таким образом, учение о предмирном грехопадении позволяет согласовать сокрытость Бога с Его идеальной любовью. Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рам-ках научного проекта No 21-011-44042.Загрузки
Опубликован
2022-11-23
Выпуск
Раздел
РЕЦЕНЗИИ
Как цитировать
Божественная свобода, предмирное грехопадение и аргумент от сокрытости. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(2), 145-156. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-145-156