Божественные атемпорально-темпоральные отношения: нет ли у открытого теизма варианта получше?

  • Аку Стивен Антомбикумс Амстердамский свободный университет, Де Булелаан, 1105, 1081 HV, Амстердам, Нидерланды https://orcid.org/0000-0002-2173-0497
Ключевые слова: Божественная (а)темпоральность, Божественно-человеческие отношения, время, изменение, открытый теизм, неизменность, предвидение, предопределение

Аннотация

Открытые теисты утверждают, что понимание отношения Бога ко времени в классическом теизме ошибочно. Они объясняют это тем, что для вневременного существа действовать во временнóй вселенной, включая его участие во временнóй последовательности событий, является противоречивым. Вопреки атемпоралистам, история Искупления показала, что Бог взаимодействует с людьми во времени. Такая реляционная природа Бога, как кажется, сводит на нет классическое представление о Боге в качестве вечного вневременного существа. В силу этого, согласно открытым теистам, данное представление не имеет под собой веского философского и теологического основания. Поскольку Бог находится во времени, Он не знает всех будущих поворотов событий и, следовательно, изменений. В данном исследовании анализируется применение открытым теизмом теорий времени А и Б к божественно-человеческим отношениям. В исследовании утверждается, что божественная темпоральность не снимает напряженности в божественно-человеческих отношениях, в особенности что касается будущего. Кроме того, историческая божественная темпоральность не отрицает факта божественной атемпоральности. Это проистекает главным образом из решения Бога создать временны́х существ и построить Свои отношения с ними. Более того, если для вездесущего существа действовать в пространстве не является логически и метафизически противоречивым, то из этого следует, что вневременное существо может действовать и во времени. Независимо от того, понимается ли время с метрической или психологической точки зрения, оно не превосходит Бога, и поэтому ограничение, которое оно накладывает на человеческие существа в отношении будущего, к Богу не относится. Наконец, хотя некоторые философы и отвергают понятие вечности в качестве вневременной, эта доктрина все же имеет свое философско-богословское основание в Писании.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Аку Стивен Антомбикумс, Амстердамский свободный университет, Де Булелаан, 1105, 1081 HV, Амстердам, Нидерланды
Доктор философии, постдокторант.
Опубликован
2023-10-12
Как цитировать
Антомбикумс, А. С. (2023). Божественные атемпорально-темпоральные отношения: нет ли у открытого теизма варианта получше?. Философия религии: аналитические исследования, 7(2), 80-97. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2023-7-2-80-97
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ