Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности

Ключевые слова: идеология, эпистемологический фундаментализм, религиозный фундаментализм, школа здравого смысла, когерентизм, кумулятивизм, миманса, Библия, Веды, Коран

Аннотация

Предпринимается попытка освобождения понятия «фундаментализм» от идеологическо-эмоциональных коннотаций через введение его в рамки академического дискурса. С этой целью осуществляется дифференциация двух «фундаментализмов» ‒ как философской, эпистемологической доктрины и как религиозного сознания ‒ через историю соответствующих понятий, рассмотрение их актуального наполнения, поисков их корреляций и выявление параллелей их содержаний за пределами западной культуры. Сопоставление наследия западного и индийского эпистемологическогого фундаментализма позволяет обосновать его жизнеспособность и конкурентоспособность в пространстве современных теорий познания, поскольку выявляется его совместимость с принципом верификации. На материале западного религиозного фундаментализма выявляется его редукционистская «нефундаментальность», и ему противопоставляется кумулятивистская версия религиозной фундаментальности, а сопоставление с исламским «текстуализмом», имеющем и очевидные иудейские параллели, позволяет его характеризовать в качестве своеобразного добровольного инфантилизма. Однако и в этом случае отсутствуют основания для наклеивания на это понятие некоторых привычных идеологических ярлыков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Владимир Кириллович Шохин, Институт философии Российской Академии Наук
доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии.
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
Шохин, В. (2020). Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности. Философия религии: аналитические исследования, 4(1), 5-26. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-5-26
Раздел
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ