Существование Бога и ресурсы метафизического персонализма

  • Михаил Алексеевич Прасолов Воронежская духовная семинария. Российская Федерация, 394033, г. Воронеж, Ленинский пр., д. 91
Ключевые слова: существование Бога, метафизический персонализм, Л.М. Лопатин, А.А. Козлов, П.Е. Астафьев, Г. Тейхмюллер, субстанция, сознание, бытие, субъект

Аннотация

В статье представлен анализ и оценка метафизического персонализма – группы персоналистов, включавшей как русских (Л.М. Лопатин, А.А. Козлов, П.Е. Астафьев, С.А. Аскольдов, Е.А. Бобров), так и немецких (Г. Тейхмюллер) философов – в контексте современных дискуссий о существовании Бога. Ценность и перспективность метафизического персонализма определяется его характерными особенностями: сознательной задачей создания персоналистической метафизики как системы, пониманием метафизики как рациональной философии, критическим отношением к собственным методам, использованием рациональной контраверсивной аргументации в полемике, стремлением к метафизическому обоснованию христианского теизма. В статье рассматривается, каким образом метафизический персонализм ставит и решает проблему реальности субстанции как понятия, необходимого для обоснования существования Бога. Понятие субстанции представлено в рамках аристотелевской традиции, как реальное самотождественное единство, источник и центр активных сил. Особенное внимание персонализм сосредоточил на доказательстве равной реальности как субстанции, так и ее актов. Понятие субстанции обосновывается из данных непосредственного сознания («внутреннего опыта»). Признается реальность только духовных, самосознающих индивидуальных субстанций. Иные субстанции могут мыслиться по аналогии с субстанцией человеческого субъекта. Но критерий дифференциации субстанций различного онтологического статуса остается неясным. Онтологический аргумент требует аналитики понятия бытия, которая также строится на основе структуры сознания, включающей субстанцию я, ее деятельности и содержание деятельностей. Непосредственное сознание человека является архетипом всякого бытия. В сознании собственного бытия человеку открыт непосредственный доступ к действительности Бога. Очевидность существования Бога есть следствие самоочевидности сознания субстанционального субъекта. Метафизический персонализм средствами рациональной метафизики обосновывал существование Бога через структуры и непосредственный опыт сознания субъекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Михаил Алексеевич Прасолов, Воронежская духовная семинария. Российская Федерация, 394033, г. Воронеж, Ленинский пр., д. 91

Доктор философских наук, Воронежская духовная семинария.

Опубликован
2020-12-08
Как цитировать
Прасолов, М. (2020). Существование Бога и ресурсы метафизического персонализма. Философия религии: аналитические исследования, 4(2), 71–90. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-2-71-90
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ