Является ли Бог Суинберна максимально простым?

  • Игорь Гарибович Гаспаров Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бур- денко. Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10 https://orcid.org/0000-0003-0593-4366
Ключевые слова: моральная благость, Ричард Суинберн, налитическая философия религии, аналитическая теология, божественная простота, этика Бога, теология добродетели

Аннотация

В данном комментарии рассматривается концепция моральной благости Бога, предлагаемая Ричардом Суинберном. Согласно этой концепции, моральная благость Бога состоит в Его неподверженности иррациональной мотивации и в максимально возможном совершенстве мотивации. Такого Бога Суинберн называет Богом, «действующим наилучшим образом», и утверждает, что Он является простейшим видом личного Бога, который мог бы выступить в качестве объяснения существования нашей Вселенной. В своем комментарии я, во-первых, останавливаюсь на некоторых последствиях, которые влечет за собой суинберновское понимание моральной благости Бога, которые мне представляются проблематичными; во-вторых, предлагаю собственное понимание природы морального действия Бога, которое могло бы быть ответом на эти проблемы. Суинберн выделяет два типа возможных объяснений эмпирически наблюдаемой реальности – личное объяснение и безличное (научное) объяснение, но при этом сводит тот и другой тип объяснения к объяснению в терминах субстанций и присущих им сил, полагая, что решающим фактором при выборе наилучшего объяснения является его простота. Трудность признать действующего наилучшим образом Бога в качестве наилучшего объяснения существования Вселенной, как понимает Его Суинберн, заключается в том, что морально благим такого Бога делает совершение либертарианского выбора в соответствии с разумом, так как этот выбор предполагает наличие в Нем потенциальности, которую Он в этом выборе актуализирует. Наличие потенциальности означает метафизическую сложность, в силу чего наилучшим образом действующий Бог Суинберна является максимально простой возможной субстанцией только в том случае, если невозможно существование чисто актуальной, то есть лишенной всякой потенциальности, субстанции, которая могла бы объяснить существование Вселенной. Опираясь на идею Аристотеля, что Бог есть Его деятельность, я пытаюсь показать, что существование такой субстанции, которую я называю Богом-Добродетелью, возможно. Мой аргумент основан на том, что каждая субстанция имеет собственный принцип действия, с актуализацией которого связано ее процветание. В случае разумных субстанций процветание состоит в актуализации их добродетели. Однако, поскольку не каждая деятельность предполагает изменение, то существует различие между изменяющими субстанциями и неизменной (божественной) субстанцией – для первых процветание связано переходом их способностей из потенциального состояния в актуальное, тогда как неизменная божественная субстанция в таком переходе не нуждается. Отсюда следует, что возможно существование такой субстанции, действие которой не предполагает наличия в ней потенциальности, так она не актуализирует существующую независимо от нее добродетель, а тождественна добродетели как таковой. В заключение я кратко отвечаю на возможные возражения, которые могли бы быть высказаны против моего понимания Бога как добродетели.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Игорь Гарибович Гаспаров, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бур- денко. Российская Федерация, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10

Кандидат философских наук, доцент

Опубликован
2022-11-23
Как цитировать
Гаспаров, И. Г. (2022). Является ли Бог Суинберна максимально простым?. Философия религии: аналитические исследования, 6(2), 28-38. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-28-38
Раздел
ДИСКУССИИ