О критериях оценки поступков человека в исмаилизме

  • Татьяна Георгиевна Корнеева Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1 https://orcid.org/0000-0001-9637-6034
Ключевые слова: арабо-мусульманская философия, исмаилизм, поступок, дават, захир, батин, имам времени, божественное знание, шариат

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки поступка в свете исмаилитского учения. В первой части статьи рассматривается пара метакатегорий арабо-мусульманской рефлективной традиции «явное-скрытое», которая находит свое отражение во всех теоретических дисциплинах исламской культуры. Поступок понимается как действие (внешнее), соединенное с намерением (внутреннее). Человек может совершать поступки на двух уровнях: на уровне взаимоотношений с Богом и на уровне взаимоотношений с обществом. В силу абсолютной трансцендентности Бога, взаимоотношения с Богом трансформируются в почитание и поклонение, но вместе с тем происходит активное развитие и сакрализация взаимоотношений на уровне человек-и-общество. Вторая часть статьи начинается с анализа роли имама, компенсирующего «нехватку» божественного промысла и участия в мироздании. Имам наделяется божественным знанием, ему ведомы «скрытые» смыслы Откровения. Вместе с тем исмаилитские философы подчеркивали необходимость соблюдения «явных» смыслов, выраженных в законах шариата. Третья часть статьи посвящена рассмотрению исмаилитского социума как места соединения «явного» и «скрытого». Полное раскрытие «явного» и «скрытого» порождает «истинность», т.е. предельную осуществленность вещи. Занять свое место в исмаилитском социуме – цель и обязательство человека в рамках взаимоотношений на уровне человек-и-человек: только заняв свое место, он может максимально раскрыть собственную дихотомичность – стать и «принимающим пользу», и «дающим пользу». Более того, исмаилитские философы наделяли правильное поведение и взаимоотношения человека в исмаилитском социуме глобальным смыслом: человек становился со-творцом мироздания, так как от полученных им знаний от исмаилитского имама времени зависело развитие высших духовных сущностей. Вниманию читателей предлагается ранее не переводившийся на русский язык фрагмент трактата исмаилитского философа XI в. Насира Хусрава «Шесть глав» (Шиш фас̣л), посвященный необходимости руководства имама и объясняющий значение исмаилитской иерархии.

Благодарности:
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект No 21-011-44130 «Религиозно-мистические традиции суфиев, алавитов и исмаилитов (на примере работ Абу ал-Маджда Санаи, Макзуна ас-Синджари и Насира Хусрава)»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Георгиевна Корнеева, Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философии исламского мира. Институт философии РАН

Опубликован
2023-05-17
Как цитировать
Корнеева, Т. Г. (2023). О критериях оценки поступков человека в исмаилизме. Философия религии: аналитические исследования, 7(1), 121-142. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2023-7-1-121-142
Раздел
ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ