Основное богословие и религиология: критика буддизма профессором Казанской духовной академии А.Ф. Гусевым (1845–1904)
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
религиоведение, история религий, основное богословие, апологетика, историко-философский метод, А.Ф. Гусев, епископ Хрисанф (Ретивцев), Н.П. РождественскийАннотация
Статья посвящена изучению фундаментально-теологического наследия профессора основного богословия Казанской духовной академии Александра Федоровича Гусева (1845–1904), одного из наиболее ярких представителей отечественной духовно-академической апологетической науки синодального периода, наследие которого очень мало изучено. Отмечается, что религиоведческая проблематика в куррикулуме дореволюционного духовного-академического образования преимущественно была представлена в рамках второго раздела основного богословия – “demonstratio christiana”, в котором сравнительное изучение религий было нацелено на решение общей апологетической задачи – обоснования превосходства христианства над другими религиями, или, что то же, его богооткровенного характера. Производится анализ магистерской диссертации А.Ф. Гусева, посвященной критическому рассмотрению основных доктринальных положений буддизма и сравнительному анализу нравственного учения последнего с христианским. Показывается, что А.Ф. Гусев успешно применил введенный ранее епископом Хрисанфом (Ретивцевым, 1832–1883) историко-философский метод критического изучения религий. В статье отмечается, что убежденность А.Ф. Гусева в полном отсутствии «буддийских корней» (поиски которых были столь популярны в конце XIX – начале XX вв.) как в учениях, так и в нарративах раннего христианства находит поддержку и в современном профессиональном востоковедении.