Натуралистический аргумент в пользу теизма: ответ критикам
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
религиозный опыт, религиозное разнообразие, натурализм, каузальная замкнутость, теизм, предопределениеАннотация
В статье я даю ответ на критику в адрес натуралистического аргумента в пользу теизма, который был изложен в моей работе «Многообразие религиозного опыта и обоснование теизма: вызов вуду-эпистемологии». Отвечая В.К. Шохину, я показываю, что даже если выбор религии является делом вкуса, то это не снимает проблемы религиозного разнообразия. В ответ на возражения В.К. Шохина и М.С. Сысоева я демонстрирую, что натурализм совместим с теистическим мировоззрением. Детерминированность наших поступков и верований хорошо согласуется с учением о предопределении, встречающимся в различных направлениях классического теизма, а представление о Боге как о нефизической причине мира не противоречит принципу каузальной замкнутости. Также я оспариваю утверждение И.Г. Гаспарова о возможности опровергнуть вуду-верования, не прибегая к натурализму, а также осмысленность его предположения о физической природе духов. Я доказываю, что натуралистический аргумент в пользу теизма перспективен не только в контексте экстернализма, но и в рамках интерналистских подходов к эпистемологии. Откликаясь на доводы И.Г. Гаспарова, я обсуждаю возможность формирования обоснованных убеждений о каузально инертных сущностях, таких как математические объекты или духи, при условии, что теизм и натурализм верны. Наконец, по предложению М.С. Сысоева я разбираю вопрос о том, может ли вера в существование коллегии духов-творцов обойти натуралистическое ограничение и стать жизнеспособной альтернативой теизму.