Религиозное многообразие и локальный натурализм
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
теизм, религиозный опыт, проблема религиозного многообразия, доксастические практики, натурализм, физикализмАннотация
В статье рассматривается решение, предложенное Александром Храмовым для проблемы многообразия религиозного опыта, которое заключается в совмещении физикализма и теизма и призвано показать преимущества теизма перед политеистическими и анимистическими религиозными практиками. В первую очередь приводятся примеры ситуаций, в которых физикалистское дополнение не позволяет исключить политеистические и анимистские трактовки. После этого рассматриваются глубинные проблемы аргумента: во-первых, противоречие между понятием причины, которое использует физикалистский тезис о каузальной замкнутости, и тем понятием причины, которое предполагает теизм, и, во-вторых, это ограничения, которые предполагаются христианским физикализмом. Наконец, рассматривается менее радикальная версия натуралистического решения проблемы. Она основана на том, что метод локального натурализма может быть совмещен с идеей сверхъестественного Бога, но позволяет исключить других сверхъестественных существ. Сделан вывод, что несмотря на недостатки этого натуралистического решения, оно более предпочтительно, чем решение Храмова, и демонстрирует неявные преимущества общего направления его рассуждений.