Бог и Природа в метафизике Спинозы
DOI:
https://doi.org/10.21146/Ключевые слова:
Спиноза, натурализм, Бог, универсум, платонизм, коллизия натурализма и платонизма, метафизика, натуралистический проект, конструктивный принцип, иррациональный сценарий, сила, могуществоАннотация
Ввиду особой значимости понятия природы в миропонимании Спинозы, свойственный ему стиль мышления часто определяется как «натурализм». Доминирование природного начала приводит к отождествлению Бога и природы, при котором Бог практически полностью вписывается в натуралистическую модель универсума. Спиноза представляет природу как единообразное пространство приложения общих для всего сущего законов. В качестве реквизитов его натуралистического сценария рассматриваются четыре методических принципа, или четыре оператора построения системы мира – геометрический, логический, каузальный и метафизический. Автор предлагаемой статьи видит в геометрической форме не только методический прием выстраивания системы надежных доказательств, но и развернутый в «Этике» объективный порядок природного устройства. Такому образу универсума, имеющему глубокие исторические корни и разделяемому многими религиозно-философскими доктринами, противостоит не менее значимая традиция платонизма, предлагающая иерархическую структуру бытия с особым порядком устроения мира и специфическими законами, соответствующими различным его стратам. Вместе с тем платоническая метафизика содержит в себе идеи, сближающие ее как с теистической доктриной, так и с пантеистическим представлением о реальности. Это во многом определило характер пантеизма Спинозы. Автор говорит о коллизии натурализма и платонизма в доктрине Спинозы. Натуралистический замысел сталкивается с серьезными проблемами в истолковании генезиса модальной сферы, поскольку метафизика платонизма не позволяет последовательно реализовать фундаментальный натуралистический проект нидерландского философа. Возникающие в доктрине Спинозы противоречия между двумя названными конструктивными принципами разрешаются участием силы (vis) и могущества (potentia) Бога, способного заполнять иррациональные лакуны в порядке бытия