К вопросу о рецепции буддизма в современной западной культуре
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-128-137Ключевые слова:
западный буддизм, интеркультурный диалог, Реальное у Лакана, контркультура, современные религиозные идеологииАннотация
В статье рассматривается книга Гленна Уоллиса «Критика западного буддизма: Руины буддийского Реального», вышедшая в 2019 г. Анализируя тексты представителей западного буддизма, Уоллис показывает, что «западный буддизм» фактически представляет собой порождение самой западной культуры – ответ на мировоззренческие вызовы, стоящие перед современным Западом, данный в терминах и образах буддийского учения, радикально при этом переосмысленных. Автор исследует идеологии западного буддизма с опорой на терминологию психоанализа Ж. Лакана, у которого термин «Реальное» означает все то в мире, что не зависит от собственной психики субъекта. С этой точки зрения буддийское «Реальное» – концепции и понятия, разработанные в религиозно-философских школах индийского, тибетского и дальневосточного буддизма, – в западном буддизме устранено и заменено концепциями, в конечном счете призванными поддерживать нынешний экономический и политический порядок западного общества. Автор статьи весьма существенно расширяет историографию предмета книги, включая в панораму «западного буддизма» слои серьезной рецепции буддизма, начиная с Ф. Макс Мюллера и знаменитого «Общества по изучению палийских текстов» (Pali Text Society), работу наиболее авторитетных представителей (западных и восточных) классической буддологии, а также влияние философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на академический интерес к буддизму в Европе.Загрузки
Опубликован
2020-06-30
Выпуск
Раздел
РЕЦЕНЗИИ
Как цитировать
К вопросу о рецепции буддизма в современной западной культуре. (2020). Философия религии: аналитические исследования, 4(1), 128-137. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-1-128-137