«Татпарья-вритти» Падмапрабхи Маладхаридевы и джайнская этика
DOI:
https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-114-144Ключевые слова:
Падмапрабха Маладхаридева, «Татпарья-вритти», Кундакунда, «Нияма-сара», пракрит, дигамбары, «три драгоценности», атман, этика добродетелейАннотация
В данной публикации представлен первый перевод на европейский язык единственного санскритского комментария «Татпарья-вритти» малоизвестного дигамбарского экзегета Падмапрабхи Маладхаридевы (XII в.) к первой главе-адхикаре трактата «Нияма-сара» («Суть воздержания») Кундакунды (III–IV вв.), одного из самых авторитетных джайнских авторов. Первая глава комментария вводит в проблематику текста и дает общее представление о «трех драгоценностях» джайнизма: правильном видении, правильном знании и правильном поведении, последнее из которых и составляет главную тему сочинения. Переводу предшествует введение в этическое учение джайнизма, рассматриваемое автором статьи как один из вариантов этики добродетелей. Джайнская онтология, выступая в качестве дескриптивной части доктрины, дополняется прескриптивной, включающей в себя обширную систему обетов (как «великих», так и «малых», как основных, так и вспомогательных) и ограничений для всех членов общины, которая выстраивается на основе базового запрета на насилие в отношении живых существ. Соблюдение обетов в джайнской этике логично встраивается в Путь Освобождения души-атмана из колеса перерождений и маркируется различными ступенями лестницы духовного самосовершенствования. В первой главе комментария Падмапрабха Маладхаридева умело показывает связь онтологии и этики, искусно вплетая в свою экзегезу стихи собственного сочинения и демонстрируя глубокое знание не только джайнской философской традиции, но и свободное владение разнообразными стихотворными размерами применительно к стоящим перед ним герменевтическим задачам.Загрузки
Опубликован
2022-11-23
Выпуск
Раздел
ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Как цитировать
«Татпарья-вритти» Падмапрабхи Маладхаридевы и джайнская этика. (2022). Философия религии: аналитические исследования, 6(2), 114-144. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2022-6-2-114-144